В методических пособиях и в рекомендациях по выбору репетитора по истории в последнее время постоянно попадаются требования излагать материал «нейтрально», «не навязывать» ученику собственного мнения. Но при том тексты таких рекомендаций ясно дают понять: учителю напрямую советуют вовсе не иметь этого мнения как такового. А озвучивать «политику партии и правительства». При этом в тех же рекомендациях звучат сетования на «изменчивость» истории, ее зависимость от политической ситуации.
И никто не усматривает кричащих противоречий. Со времен Герберта Уэллса все точно знают, что изменить прошлое невозможно. С какой радости тогда меняется история? Со всех трибун кричат о свободе совести и слова, о плюрализме мнений… Почему же тогда учитель не имеет право познакомить ученика со своим собственным? Или он не человек и ограничен в основных правах? А может, государству не нужна молодежь с твердыми убеждениями и умением их отстаивать? Или кто-то полагает, что таких молодых людей могут сформировать бесхребетные амебы с «нейтральным» мировоззрением?
Субъективная наука
Да, история таковой является. Она другой не может быть, так как связана с человеческим мировоззрением, обязана освещать его особенности и проявления. Прошлое не меняется, но вот отношение к отдельным событиям – да. У них могут появиться новые последствия и на их основании могут быть сделаны новые выводы. Это нормально.
Историю изучают для того, чтобы она не повторилась. Это зависит от людей. От тех в том числе, кто сегодня сидит за партой. Но они не захотят делать что-либо для предотвращения повторения катаклизмов прошлого, если не захотят этого по-настоящему. А такого эффекта можно добиться только личностным, субъективным воздействием. Чужая убежденность заразительна. И это не означает, что она превращает ученика в слепого адепта, в верующего. Нередко реакцией может стать «чувство чистого противоречия». Но и оно при правильном подходе даст отличные результаты.
Математика или естественные науки мало связаны с человеческой волей. С природой спорить на равных человеку пока не по силам. Там и право на собственную точку зрения несколько ограничено (хотя и математик имеет право на любимый способ доказательства теоремы, а биолог – на свое мнение по поводу новой номенклатуры и принципов определения видов). Но с историей, правоведением, литературоведением или искусствоведением дело обстоит не так. Их главная задача как раз и состоит в том, чтобы формировать вкусы и убеждения.
Поэтому родителям, чьи дети хотят заниматься гуманитарными дисциплинами серьезно, следует выбирать репетитора именно что с собственным мнением. Это для простой сдачи экзаменов можно обойтись без этого. Но настоящего профессионала без личностного подхода к делу никогда не будет.
О вреде толерантности
Страшная ересь! Толерантность – «священная корова» современного общества. Но что-то многовато проблем у этого общества!
Это происходит из-за неправильного понимания понятия терпимости. Она состоит в умении отстаивать свою точку зрения без применения кулаков и бомб, а не в сокрытии ее от посторонних. Это – не терпимость, а трусость, равнодушие и мягкотелость. Можно и нужно возражать против тех жизненных явлений, что полагаешь неправильными. И хороший репетитор должен учить ребенка делать это.
Правила собственного мнения
Вот за чем родителям следует присмотреть, так это за способами, которыми учитель доносит до ребенка свое мнение. Это относится и к мнению общепринятому – следует отказаться от услуг преподавателя, что не признает ничего, что не указано в последних методических рекомендациях. Не подойдет и живущий по принципу «есть два мнения: мое и ошибочное».
Существует ряд правил формирования и отстаивания убеждений. Умным родителям короткого собеседования с преподавателем хватит для того, чтобы понять, придерживается ли он их в своей работе.
- Вера в науке исключена. Ее место в церкви. Объективное мнение должно базироваться на проверенных фактах.
- В любом споре изложение этих фактов и логических выводов из них – единственный правильный способ защитить свою точку зрения.
- Убеждения не должны базироваться на личных качествах. Немцы говорят: «хорошие люди, да плохие музыканты». Симпатичный человек может быть неправ.
- В аргументации точки зрения нет места детским «мне нравится» или «это круто». Только строгое следование фактам и логике.
Хороший репетитор по истории по скайпу с твердыми собственными убеждениями почти наверняка сможет помочь и ребенку научиться формировать и отстаивать свою точку зрения. При этом он не будет злоупотреблять своим авторитетом, возрастом или положением. Правильная формулировка может звучать примерно так: «Ты со мной не согласен? Это интересно! Расскажи, на основании каких фактов ты пришел к таким выводам?». Опытные учителя признаются, что нередко сталкивались с такой детской аргументацией, что оказывалась для них неожиданной и поражала своей правильностью. Они же согласны с тем, что «типовые» выводы учебников нередко далеки от здравого смысла.
Репетитор имеет значительно лучшие возможности для дискуссий и споров с учащимися. Следовательно, ему легче и учить их формировать и защищать собственное мнение. Это большой плюс занятий с репетитором для тех детей, что выбрали себе гуманитарную сферу в качестве профессии. Пригодится это и для формирования гражданской позиции неравнодушного человека (вне зависимости от сферы деятельности).
Родителей могут возникнуть неожиданные проблемы. У репетитора с собственным мнением их чадо может научиться настолько хорошо, что потом предъявит папе с мамой неопровержимую цепочку логических аргументов, объясняющих, почему ему необходимо выкрасить волосы в зеленый цвет или сделать татуировку!
Но умные, передовые родители этому порадуются! Зеленые волосы вскоре снова станут нормальными, а ребенок станет взрослым, на которого будущее сможет положиться смело.