Неуспеваемость является довольно распространенным явлением среди учеников разного возраста. Среди главных причин принято выделять три основных: социальные, биологические и педагогические.
Педагогические возникают в следствии недостаточного уровня подготовки современных педагогов. В результате смены ценностей, среди молодежи всё чаще наблюдается стремление к скорейшему получению диплома, что не всегда положительно влияет на качество полученных званий. Как результат, в школы приходят люди весьма далекие от понимания всех тонкостей учебного процесса.
Учитель обязан уметь заинтересовать ребенка прохождением обучения, предупредить и препятствовать возникновению неуспеваемости, что возможно лишь при постоянном, систематическом развитии педагогической наблюдательности.
В первые годы обучения ребенок, по словам педагогов, является мягкой глиной и большая часть всей работы над формированием личности отведена именно учителю. При первых проявлениях неуспеваемости, преподаватель обязан проявить к ребенку внимание, что особенно важно в начальных классах.
В совокупности с педагогическими, стоит рассмотреть причины социальные и биологические.
К причинам биологическим относят индивидуальные показатели организма ребенка: состояние здоровья, скорость запоминания, особенности нервной системы, склонности и таланты.
Немаловажная роль отведена причинам социального характера. Дети из неблагополучных семей часто проявляют склонности к отставанию в школе, на что просто закрывают глаза. Не получая внимания дома, являясь невидимками для учителей, подобные дети, порой обладая всеми задатками и талантами отличника, опускают руки, уверовав в собственной ничтожности. Подобные случаи не являются редкими, работа социальных служб, порой, оставляет желать лучшего. В этом случае, педагог обязан выделить несколько минут времени лично для этого ученика. Дети подобного положения часто нуждаются в простой поддержке, той соломинке, что позволит им удержаться, не упасть и не поставить на себе крест.
Часто происходит сравнение неуспеваемости и отставания, что не является верным. Отставание является начальной стадией, отличается отсутствием усваивания материала со стороны ученика. Если это происходит систематически, вовремя не замечено учителем или родителями, возникает неуспеваемость.
Неуспеваемость ученика может иметь разные причины, в зависимости от которых определяют, что необходимо именно в данном случае. Впрочем, главным в этом вопросе остается наблюдение и беседа. Чем скорее проблема будет замечена, тем меньше неприятностей может за собой повлечь.