Рейтинг -----/ 5
ПлохоХорошо 

Репетитор – не буксир, обязанный исключительно вытягивать отстающих из трясины незнания. Гораздо больше пользы он может принести ученику старательному, с хорошими данными, заинтересованному в изучении предмета. Но такому юному гению нужно не то же самое, что тому школьнику, что пропустил часть курса по какой-то причине и желает наверстать упущенное. К нему нужен другой подход, не зря же воспитание одаренных детей рассматривается педагогикой в разряде «особых проблем».

личностные качества онлайн преподавателя

Не важно, будут ли занятия проходить очно или через Скайп. Важно, как, например, репетитор по математике онлайн будет относиться к одаренному ученику, на каких аспектах обучения сделает акцент и какими качествами должна обладать его собственная личность. 

Межличностные отношения

Если воспитанник одарен и уже достаточно много знает, его отношения с наставником не совсем соответствуют традиционной схеме «учитель – ученик». Скорее они напоминают отношения двух коллег, занимающих схожие должности и отличающихся лишь стажем работы. Новичок уважает опыт старшего товарища, многое перенимает у него; но и старший изначально знает, что молодой коллега и сам со многим может справиться.

Репетитор, склонный к покровительственности, вряд ли наладит контакт с одаренным учеником, хотя вполне может помочь воспитаннику, отставшему в изучении предмета (покровительственность не тождественна деспотизму и авторитарности).

Репетитор для одаренного подростка ни в коем случае не должен вписываться в рамки известного афоризма Козьмы Пруткова о подобности специалиста и флюса (односторонняя полнота). Развитый, толковый ребенок всегда интересуется многим, его не устроит в качестве авторитета человек, знающий только что-то одно. 

Профессиональные качества

В работе учителя в школе сейчас на первое место ставится индивидуальный подход к каждому ребенку, внимание к его проблемам. Но репетитору это не нужно – оно получается само собой, иначе просто быть не может. Вместе с тем, педагоги многих стран полагают, что есть вещи поважнее, чем внимание к отдельным детским проблемам; в частности, это уровень научных знаний преподавателя в совей области. В числе прочих, так считают китайские учителя, а всем известно, как хорошо поставлено школьное образование в этой стране.

Репетитору вообще проще. Он не обязан ставить в своей работе на первое место задачу воспитания, как это приходится делать учителю в школе. Следовательно, от него прежде всего требуется отличное знание и понимание своего предмета, причем как науки, а не школьной дисциплины.

Такое понимание обеспечит другие составляющие его работы. Репетитор обязан уметь излагать сложный (сложнее школьного) научный материал коротко, понятно, безукоризненно точно и не скучно. Так формулировать свои мысли могут только те люди, что хорошо разбираются в предмете обсуждения.

Индивидуальный преподаватель должен любить свою науку. Не детей, не педагогику, а лингвистику, физику, историю или биологию. Он должен исключительно вкладывать в головы знания, а формированием социальных навыков и без него есть кому заняться.

Такой преподаватель должен сам быть творческой личностью и любить учиться. Теоретически таким должен быть любой учитель, но теория и реальность – вещи разные. Но без огромной «бумажной» и организационной нагрузки исчезают и причины отлынивания от самосовершенствования. И не нужно его понимать исключительно как освоение новой операционной системы или умение создавать компьютерные презентации. Обучение посредством берестяных грамот в наше время может оказаться в сотню раз эффективнее компьютерного, ибо оно будет оригинальным.

Наконец, преподаватель, работающий с одаренным учеником, должен быть готов передоверить ему львиную долю ответственности за планирование и проведение занятий. У таких детей возникают обычно странные, но вовсе не пустые вопросы, они уже давно поняли для себя, что именно им нужно узнать; им не надо повторять по десять раз одно и то же, чтобы они усвоили факты. С их желаниями необходимо считаться, поскольку они заслужили такое отношение своим трудом и старанием. 

Если хорошо вчитаться в сказанное выше, легко будет понять, что быть наставником одаренного подростка приятно, но трудно. Трудно потому, что фактически приходится поднимать самого себя до его уровня. Но преподавателю, что сам является личностью яркой и настоящим человеком науки, такая работа доставит огромное удовольствие.

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета