Настоящие рекомендации предназначены для родителей учащихся, занимающихся с репетиторами (по любым предметам и с любой целью), а также для учеников старшего возраста, что уже обязаны сами отвечать за качество собственной подготовки. Уроки с репетитором (и не имеет значение, очно или дистанционно, через Скайп) имеют сходство с обычными, но между ними есть и существенные различия, мотивирующие подход к подготовке к занятиям.
Учитель обязательно сам задаст ребенку какую-то работу «на дом». Этого не избежать – иначе не произойдет формирования навыков самостоятельной работы и закрепление пройденного материала. Например, репетитор по физике в Skype чаще, чем учитель в школе, выбирает оригинальные формы домашних заданий, но они все равно есть. И ребенок должен их выполнять. Но, кроме этого, он должен делать еще некоторые вещи, иначе занятия утратят значительную часть эффективности.
Дополнительная подготовка
С репетитором почти всегда изучают те предметы, что и так есть в школьной программе. Но за дополнительной помощью обращаются потому, что в школьном обучении «что-то пошло не так». Поэтому ученику репетитора при подготовке к занятию следует обязательно проанализировать опыт прошедшего школьного дня. Родители должны помочь, если ребенок не справляется сам или недостаточно взрослый.
В зависимости от ситуации и задачи дополнительного обучения может потребоваться осмысление учеником следующих моментов.
- Реальные ближайшие достижения. «Мне сегодня поставили за ответ «4». Спрашивали то-то и то-то. Я сказал правильно все, кроме этого».
- Реальные последние провалы. «Нам сегодня объясняли это, и сказали, что оно связано с тем. Но я не понял».
- Уточнения. «Я сегодня решил задачу предложенным Вами способом. Мне поставили «5». Но сказали, что есть еще вариант решения. Какой?».
- Расширения. «Сегодня учитель на уроке рассказывал про это. Мне было интересно, но хотелось бы еще знать, как обстоят дела с тем и этим».
- Углубление. «Мне понравилась тема, я все понял. Но хотелось бы узнать подробно про следующее. Где мне искать материал?».
Это условные примеры вопросов, что может задать ученик репетитору. Они одинаковы по сути для всех предметов. Понятно, что первые 3 варианта предназначены для тех детей, что просто хотят нагнать пропущенное или получить приличную отметку в аттестат, а оставшиеся – для интересующихся вопросом. Но в любом случае школьный учитель, задерганный рутиной, ограничен здесь в возможностях. Репетитору же не составит большого труда среагировать на просьбы учащегося. И его эрудированность только возрастет.
И в тему: не стоит бояться признаваться, что ответы на какие-то вопросы учителю и самому неизвестны. Это бескрайние просторы для творчества – совместные исследования и взаимное обучение. Такая ситуация пойдет на пользу обоим сторонам: учитель получит стимул для совершенствования, а ученик поймет, что чего-то стоит, и его самооценка мотивированно вырастет. А в результате вдвоем они значительно увеличат сумму знаний человечества и превратятся из персон, объединенных формально, в подлинных друзей и единомышленников.