Нередко даже старательные ученики получают на экзаменах оценки хуже ожидаемых потому, что не успевают выполнить задание. Они очень долго раздумывают над каждым вопросом, помногу раз исправляют ответы, медленно переворачивают страницы… Конечно, есть такие типы психологических темпераментов, что склонны к медлительности. Но это не значит, что не нужно уметь преодолевать это свойство тогда, когда нужно поспешить (также, как и холерикам не помешает научиться иногда терпеть и ждать).

залог успеха

Непосредственно перед экзаменом этого не добиться, но постоянные занятия могут научить ребенка думать и действовать много быстрее. Некоторые виды учебной деятельности помогают сделать процесс вспоминания и анализа информации полуинтуитивным (но все равно основанным на реальных знаниях) и за счет этого выиграть немало лишних минут.

Работа наперегонки

Многие подобные формы работы достаточно широко применяют учителя, и правильно делают. Могут ими пользоваться и репетиторы, очно или заочно.

Речь идет о выполнении задания на время (вариант – в режиме соревнования с соучениками). Это очень простой прием, подходящий для изучения любого из школьных предметов. Правил пользования им очень немного.

  1. Время, данное на выполнение работы, должно быть сжатым, но реальным. Понятно, что задачу на 5 действий за 1 минуту не решить.
  2. Задания не должны быть действительно сложными – опираться следует на базовые знания.
  3. Работу надо проводить в устной форме или с минимумом записей – проверяются знания и быстрота мышления, а не умение красиво оформить работу. Устные ответы должны быть очень краткими, без разъяснений.
  4. Это – тот случай, когда себя оправдывают тесты. Они дают возможность ответить на максимум вопросов за минимум времени.
  5. Если вопросов несколько, хорошо, если они будут касаться нескольких тем – эффект ускорения мышления от этого увеличится.

В остальном – возможностей много. Учителя традиционно используют такую форму работы для поточного контроля знаний. Но они чаще всего не ставят себе целью научить детей быстрее думать – они заинтересованы в проверке усвоения учениками норм программы. Репетитору же ничто не мешает строить свои вопросники так, чтобы оба результата достигались в равной мере.

Слабое звено

Другой вариант полезной для увеличения скорости мышления деятельности обычно применяют во время разных «турниров интеллектуалов», «предметных КВНов» и тому подобных внеклассных мероприятий. Это замечательно, но подобная форма работы вполне приемлема и для дополнительных занятий, особенно если с репетитором работает группа учащихся.

Прием похож на телеигру «Слабое звено», только без денег и «подсиживания» друг друга. Суть в том, что участники должны за определенное время дать ответы на возможно большее количество вопросов. Побеждает тот, у кого будет больше всего правильных ответов.

Правила могут различаться – вопрос может задаваться определенному участнику или всем сразу, а отвечает на него тот, кто вызовется первым. Отсутствие ответа или ошибка всегда означает переход права ответа к другому участнику.

Можно обойтись и игрой «один на один» (ведущий и отвечающий), но группой эффективнее и интереснее.

Еще лучше будет, если такие вопросники будут составляться «на стыке наук» (то есть, в них будут чередоваться вопросы, скажем, по физике и химии). Тем более заслуживают одобрения творчески настроенные учителя, составляющие для такой работы вопросники, где чередуются фрагменты, требующие фактических знаний, а также смекалки и остроумия. Именно в такой форме работа наилучшим образом поспособствует развитию скорости мышления.

Предлагаем фрагмент подобного опросника по истории. Представлены сразу несколько факторов: охват многих тем (в том числе отечественной и всемирной истории), немного юмора, формулировки, требующие находчивости.

  1. Князь, ставший жертвой уклонения от уплаты налогов (Игорь, убитый древлянами, с которых он хотел вторично собрать дань)
  2. Автомобильный президент США (Линкольн)
  3. Русский монарх, бывший одновременно первым и четвертым (Иван Грозный – первый царь и четвертый великий князь с таким именем)
  4. Поговорка: «Пропал, как немец под Сталинградом или как…» (швед под Полтавой)
  5. Какая генуэзская хищная рыба живет в Крыму? (Судак – бывшая генуэзская колония)
  6. Самый известный в истории браконьер (Робин Гуд)
  7. Самая известная русская женщина-пилот (Баба Яга)
  8. Что общего между Бородинской битвой и освобождением Белоруссии от фашистов? (Багратион – генерал и название операции) 

Эти и другие вопросы задавались во время «исторического турнира» в сельской школе. Завершался вопросник совсем уж оригинальным заданием. Ученик, давший на него правильный ответ без малейшего раздумья, стал чемпионом игры, а ныне преподает в той школе историю…

Почему аборигены съели Кука? (хотели кушать – и съели Кука)

Рекомендуемые преподаватели

 

Эдуард Васильевич - репетитор новогреческого онлайн

Рейтинг / 5

онлайн репетитор

Курс: разговорный, бизнес, для иммиграции

Возрастные группы: от 17 лет

Опыт преподавания: 13 лет

Вуз: МГУ, факультет греческой филологии

Подробнее...
 

Виолетта - онлайн репетитор португальского языка

Рейтинг / 5

Опыт преподавания: 5 лет

Проводимые курсы: повышение квалификации, разговор/чтение/письмо/перевод

Возрастные группы учеников: от 15 лет

Образование: Московский Государственный педагогический университет 2005-2009

Подробнее...
 

Виктория - репетитор по английскому и итальянскому по скайпу

Рейтинг / 5

Здравствуйте! Если Вас интересует английский язык, я помогу его освоить.

Меня зовут Виктория и я преподаю итальянский и английский языки дистанционно, то есть через скайп. После окончания школы (2004 г) я поступила Национальный аграрный университет в Луганске, где я в 2009 году получила красный диплом по специальности «Экология и охрана окружающей среды». Во время учебы я прошла подготовительные курсы по английскому языку, необходимые для поездки в Великобританию.

Подробнее...

Distance Teacher

онлайн-школа по изучению школьных предметов и иностранных языков по скайпу

О нас пишут лучшие СМИ Рунета