Ежегодно на День Победы во многих странах мира проходит «Бессмертный полк», призванный сохранять в памяти потомков имена и деяния предков, отстоявших мир от фашизма. Есть подобные задачи и у истории (как науки, так и школьного предмета). И есть возможность совместить два в одном. Почему бы экзаменующимся, которым для написания сочинения по истории попадется период Великой Отечественной не воспользоваться для его написания именами и событиями, более близкими лично ему?
Некоторые ограничения
Прием не без ограничений, как и любой другой. Понятно, что школьник не сможет представить героем сочинения собственного прадедушку, каким бы заслуженным фронтовиком тот бы ни был. Причина в том, что проверяющая комиссия будет иметь слишком много проблем с установлением достоверности приведенных фактов.
Не получится и рассказать об обороне либо освобождении собственного села по той же причине (если, конечно, это не Прохоровка под Курском). В этом есть некоторая несправедливость, но при проведении опроса по всей страны избежать ее не получится.
Но комиссии все-таки создаются по регионам. И во многих из них изучается краеведение, либо соответствующие материалы на уроках истории. Следовательно, и проверяющие будут в курсе фактажа, а учащиеся смогут проявить свое умение мыслить нестандартно и патриотизм как в глобальном, так и в «домашнем» понимании. Кроме того, есть события и люди не хрестоматийные, но все же известные, имевшие достаточно большое значение для общего хода истории. Рекомендации к написанию сочинений как раз советуют избегать лишней шаблонности. Почему бы не последовать хорошему совету?
Вдохновляющие примеры
Все школьники, что хоть немного учили предмет, знают об обороне Москвы и Сталинграда, операции «Багратион» и штурме Берлина. Это прекрасно, ибо это впрямь знаковые события. Но почему бы воронежцам не поведать о битве за «больничный городок» (город помнит об этом событии, и оно сыграло важную роль в сражениях фронта) а петербуржцам – о Лужском рубеже? Есть города-герои Мурманск и Смоленск, так почему надо помнить только Москву, Керчь и Севастополь? Почему многие дети не помнят, за что погиб тот, кто «убит подо Ржевом»? А еще были боевые действия в Карелии, штурм Кенигсберга, поля за Вислой сонной и незаслуженно забытая Малая земля!
Здесь названы достаточно известные и значительные события военного периода, часто выпадающие из поля зрения учащихся. Репетиторам и учителям следовало бы привлечь к ним внимание – и память лучше сохранится, и на экзамене дети получат дополнительный шанс
То же и с людьми. Да, все знают маршалов Жукова, Чуйкова, Малиновского, Рокоссовского, и правильно делают. Но москвичи могли бы вспомнить Виктора Талалихина, а ярославцы – Амет-Хана Султана и их воздушные тараны. Жители Ростова-на-Дону могли бы почтить молодогвардейцев – те были их соседями. Крымчанам не помешает освежить память о Людмиле Павличенко – самом результативном снайпере-женщине времен Великой Отечественной. Были «Нормандия-Неман» и генерал Свобода. Сочинения, в которых такие люди будут упомянуты в качестве выдающихся деятелей военной эпохи, никому не покажутся заученной скверной шпаргалкой.
Проверено, что многие дети зачастую боятся проявлять свои знания вне масштабов учебника, полагая почему-то, что на экзамене от них ждут заученного материала программы, и ничего более. Это неверно: экзамен проверяет не только усвоение минимального объема фактов, но и понимание общей логики процесса, умение оперировать понятиями и давать аргументированную оценку событиям. А о «нехрестоматийном» событии легче высказать именно собственное суждение.
Стране не нужны «попугаи», повторяющие только заученное с чужих слов. Задача учителя и особенно репетитора – объяснить это детям. Да, иметь собственное мнение несколько труднее, потому что надо потрудиться изучить факты в его поддержку. Но сочинения пишут школьники с уровнем знаний выше среднего – они-то на это способны!